Понедельник
20.11.2017
16:41
Славянские праздники
Праздники славян
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • СПАС
  • СРУБ
  • Мой сайт

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Вече » Наше время » Возрождение » О праздниках и обрядах в современном язычестве
    О праздниках и обрядах в современном язычестве
    adminДата: Пятница, 19.06.2009, 13:58 | Сообщение # 1
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 153
    Статус: Offline
    Существует мнение, что - хочет этого кто-либо или нет, но все же рано или поздно придется дать определение: кто такой "язычник" или, иначе говоря, "родновер", "родолюб", "родянин", "традиционалист" и (относительно уместный синоним) "старовер", итп. Поскольку язычество по природе своей поэтично и является особого плана искусством, основанным на личном чувствовании Прави, Яви и Нави - определение это не может быть однозначным и четким, но вполне может быть удовлетворительно точным, составляемым из многих аспектов и мелочей. Данная статья призвана частично раскрыть этот вопрос и имеет своей целью указать на некоторые отдельные штрихи, с помощью чего можно было бы хоть как-то сориентироваться в рассматриваемой теме.

    Пытаться отпустить волосы до плеч и потом собирать их в косичку, при этом не изменившись внутренне - не дело; эта внешняя сторона говорит о том, что в личности имеется изъян. Каждый человек стремится как-то проявлять, реализовывать себя, но когда говорят, что "мы отпускаем волосы во славу русским богам", в ответ некоторые другие язычники не скрывают улыбки. Это и подобное, в принципе, является вполне возможным, но лишь как очень малая часть целого, да и то при условии, что для индивидуума это действительно несет некий сакральный смысл.

    Языческая традиция дает массу путей и моментов, в которых современный человек может достойно себя реализовать и получить удовлетворение от сделанного. Главное - не лениться. Когда кто-то, именующий себя язычником, занимает пассивную позицию по отношению к традиции предков, он может наносить вред и себе, и язычеству в целом, подчас об этом даже не подозревая. Языческая Традиция - как и Природа - энергична, динамична, подвижна; и она требует от своих последователей определенного соответствия этим качествам на духовном и бытовом уровнях.

    Как пример - и подавляющее большинство язычников считает так: негоже быть только лишь зрителем на празднике и только лишь потребителем на обрядовом пиру. Жрецы, проводящие праздники и обряды, бывает, вскользь смотрят, кто и что ставит на стол для пира. Казалось бы, какое им до этого дело, ведь в любом случае потчеваны будут все и никто голодным с праздника не уйдет. Конечно, люди все сейчас занятые, иногда и времени нет, чтобы блинов испечь к празднику, да и зарплата часто не позволяет развернуться вширь. Дело в том, что по тому, что выставляется на столе, можно тоже сделать вывод - насколько этот человек чтит родных богов и своих предков. Если человек хотя бы нашел время испечь обрядовый пирог, он уже вызывает уважение у соседей: за то, что отдал - пусть и малую - но все же часть себя общему делу языческой традиции. Если просто удивил народ количеством привезенного на праздник пива - может и хорошо, некоторые не против этого - но в памяти останется все же именно пирог с орнаментом, где изображены дары Сварога, а пиво просто запомнится как приложение к создаваемому эмоционально-эстетическому фону праздника.

    Также, например, многие язычники знают, что подготовка к празднику занимает весьма много времени и сил. Но, все же, часто бывает неприятно слышать пререкания между участниками праздника, его подготавливающими, что "наши уже таскали дрова, а ваши только и делают что песни поют". То, что у людей есть чувство справедливости, можно только приветствовать. Другое дело, чтобы это чувство не было подменено эгоизмом, а грань здесь провести бывает подчас трудно. Подготовка к обряду не менее важна, как и сам обряд, и боги тоже оценят это. Нет, никто не считает, кто и сколько принес дров, кваса и блинов - потому что сделал столько, сколько сделал - из уважения к традиции, богам, предкам и остальным участникам. И дело каждого - как, что и сколько он сделал для традиции. Просто, надо иметь и нести в своем сердце некое чувство, иначе еще называемым совестью\сознательностью, которое побуждало бы человека вносить свой вклад в общее дело праздника - и происходить это должно естественно, как бы само собой, из внутреннего побуждения.

    Подчас тяжело приходится вновь образованным общинам проводить работу. Нет достаточного опыта в проведении праздников, да и работа с людьми несколько затруднена. Руководители таких групп часто обходят стороны язычества, которые могут отпугнуть от движения ленивых, трусливых и попросту балбесов. Если положен костер на обряде, у которого будут греться все, то значит и дрова собираются тоже вместе. Если перед праздником или на празднике обговаривается особый запрет на что-либо, то он должен соблюдаться. Конечно же, любой начинающий язычник, которому интересно "почему накладывается какой-либо запрет", может по окончании праздника спросить об этом непосредственно у устроителей праздника: грамотные язычники всегда смогут обосновать причину. Также отрадно видеть, что на славянских языческих праздниках никогда не увидишь водки. Потребляемый алкоголь - только в виде медовухи или пива. Во всяком случае, дело обстоит именно так на тех праздниках и обрядах и в тех общинах, которые на данный момент удалось посетить.

    Еще очень важно, что язычник не просто присутствует на празднике, а является соучастником тайнодействий, которые дошли до нас от наших предков. Это можно вполне ясно понять и прочувствовать, но приходит это не сразу, а лишь после определенной длительности занятий обрядовой практикой. Поэтому не только активное участие в играх - которые так нравятся большинству посещающих праздники - проявляет язычника как участника, но и через обряд он раскрывает самого себя; в той степени, насколько он понимает и чувствует этот обряд.

    Путь Традиции труден. Как и любое правое дело. И порой он требует отдачи всех сил для достижения очередного рубежа в познании традиции. Это не простые знания, которые человек заслуживает делами земными. И если язычника не подвело к совершению какого-то конкретного обряда знамение открывшихся ему тайн, то сам этот обряд лучше не проводить. Точно так же, если язычник знает общие правила проведения обряда и возложении требы, это еще не значит, что он может делать обряды каким угодно духам или богам. Следует помнить, что обрядом как бы воссоздаются стихии, с которыми живет тот или иной бог или дух - и тут нет права на ошибку. В случае наличия определенного несоответствия на ментальном и энергетическом уровне, от обряда будет только вред тому, кто его проводил.

    По теме можно упомянуть, что, например, жрецы и участники Московской Славянской Языческой Общины считают обязательным отправление 4-х основных обрядов для каждого, кто хоть как-то причастен к Славянской Традиции. Несколько лет назад не было особых поводов в подобной категоричности: тогда бы можно было сказать, что посещение обрядов желательно. Однако многолетняя практика показала, что сам по себе обряд - при условии грамотного его отправления - дает толчок к развитию личности, самосознания и духовности; и вектор этого развития также во многом задается обрядом. Именно поэтому для идущих Путем Традиции все это является весьма важным. Ведь, как сказано - "тело для души, а душа для бога", потому и "по стараниям вашим да воздастся". Хотя, конечно, всякое дело на воспитание души, сознания, личности - богоугодно.

    Некоторые начинающие свой путь в язычество задают вопрос: нужна ли рубаха на обряде? Это уже вкратце пояснялось в статье об очистительных обрядах при рассмотрении значения как вышивок на одежде, так и самой рубахи. Можно также упомянуть, что например, те язычники, кто надевали обрядовую рубашку под костюм с рубашкой и галстуком и после ходили сдавать экзамен - сдавали его успешно; а некоторые в решающие жизненные моменты тоже надевали обрядовые рубахи, и им тоже это как-то помогало. Рекомендовать данные способы как нечто универсальное, конечно же, не стоит. На бога надейся, а сам не плошай. Можно точно сказать лишь одно: на обряде рубаха необходима. Да, мужчине можно обнажить торс при проведении обряда, если у него по какой-то причине до сих пор нет обрядовой рубахи, но женщине быть в одних брюках - конечно же, крайне нежелательно, если это не какой-либо сугубо женский или девичий обряд, который всегда проводится отдельно от мужчин. Как скроен женский костюм: широкий подол собирает от земли энергию, и проводит в солнечное сплетение. А мужская рубаха распахнутым воротом, как воронкой, притягивает энергию с небесной выси и тоже проводит ее в солнечное сплетение. Каждый вправе решать сам, нужно ли ему на празднике полное единение с богами и бытием, или нет.

    Как все новое или вновь возрождающееся, языческая традиция притягивает разных по взглядам людей. Самое нежелательное, что относительно редко, но все же встречаются в воссоздаваемом ныне язычестве и радикалы определенного настроя, причисляющие себя к традиции, которые не хотят задумываться над многими подчас простыми вещами и поэтому признают только свое мнение, чаще всего построенное лишь на огульной критике чего-либо, и тем самым воспринимающие - в лучшем случае - лишь только внешнюю сторону Традиции. Многие из таких граждан порой доходят до абсурда в своих умозаключениях, попутно пугая своей категоричностью тех, кто действительно искренне захотел узнать "что такое языческая традиция" и имел невезение спросить это у подобного рода ошпаренных. Начинающим свой путь в язычество прежде всего надо уяснить, что славянская языческая традиция не имеет ничего общего с вульгарным шовинизмом, так как она тысячелетиями исповедовалась нашими предками и имеет высоконравственные установки, не опускающиеся до подобных непотребностей. Соответственно, послушав такого гражданина несколько минут, нужно просто оставить его на едине с самим собой. Игнорировать - великое искусство убивать; это было сказано давно и правильно.

    И, хоть это само собой разумеющееся, но все же следует особо отметить, что язычество - это не вседозволенность. В язычестве нет жестких запретов в стиле "не думай, а выполняй". Но язычество имеет некие - хотя и далеко не всегда четкие - грани, выход за которые может являться маркером того, что: это уже не язычество, или это уже не язычник. Только грани эти не нарушаются достойными язычниками не потому что "этого нельзя", а просто потому что "этого не хочется". И это элементарно возможно при наличии эстетического начала и развитого интеллекта. Особое внутреннее чувство изящного и неизящного является неким духовным ориентиром, а выступающий в качестве управителя разум, обслуживает набор этих базовых мотивационных алгоритмов, являясь проводником данных мотиваций и их корректором в зависимости от необходимости и целесообразности.

    Язычество - это, прежде всего, борьба с невежеством и дисциплина духа. Язычество - это путь утверждения Правды во славу богов и предков. Язычник - это не просто человек, который руководствуется какими-либо религиозными предписаниями и сидит на духовной перине. Язычник - это верный внук богов и предков, в поступках руководствующийся прежде всего высокими нравственными принципами. Язычник - это творец, не на словах, а на деле проявляющий свою активную жизненную позицию и способствующий развитию современного языческого движения.

    авторы :

    Родослав Громов
    Ярослав Добролюбов

     
    Вече » Наше время » Возрождение » О праздниках и обрядах в современном язычестве
    Страница 1 из 11
    Поиск: