Понедельник
20.11.2017
16:21
Славянские праздники
Праздники славян
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • СПАС
  • СРУБ
  • Мой сайт

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Вече » Жизнь наших предков » Мифология и праздники » КОЛО ГОДА
    КОЛО ГОДА
    adminДата: Вторник, 23.06.2009, 01:04 | Сообщение # 1
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 153
    Статус: Offline
    1. КОЛЯДА - один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту [1], День Рождения Нового Солнца и Нового Года. О сию пору творят обряд Обновления - Возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, "помогая" Новому Солнцу. "Православные" христиане отмечали 25 стуженя/декабря (по так называемому "старому стилю") Рождество Христово [2]. В народе говорили: "На Рождество и Солнце играет", "Зима - за морозы, мужик - за праздники". Примечали: "Коли в этот день снега глубоки - травы и хлеб будут высоки", "Если в этот день тепло - весна будет холодная", "Если метельная ночь - пчёлы хорошо роиться будут", "В ночь звёзд густо - густо и ягод будет".

    2. ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ - череда Святодней, посвящённых Памяти Предков, две недели начиная с Корочуна (кануна Коляды) и до Водокреса (см. далее) - чародейное время, когда Свет Нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков [3], колядования [4], обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок [5] и проч. "Православные" христиане делили Святки на две части: Святые Вечера, длившиеся от кануна Рождества (24 стуженя/декабря) до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера - 31 стуженя/декабря), и Страшные (Ворожные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня (6 сеченя/января). Святочные Вечера (особенно Страшные) считались в народе временем "без креста", ибо, согласно христианским повериям, в это время Года только что родившийся младенец Иисус ещё не был "крещён" [6], а иудейский Бог Саваоф (или Иегова) от радости, что у него родился сын, отомкнул двери Иного Мира и выпустил всех бесов "погулять".

    3. ВОДОКРЕС - последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям здраву - благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов... "Православные" христиане отмечали 6 сеченя/января Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о "крещении" [7] Иисуса в водах Иордана [8] в Палестине.

    4. ГРОМНИЦА - встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром. В народе говорят: "На Громницу зима с летом (весной) встретились", "На Громницу Солнце на лето, зима на мороз". О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним. "Православные" христиане отмечали 2 лютеня/февраля Сретенье Господне. Сретенье (Встреча) напоминала христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.

    5. ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ - ВЕЛЕС СИВЫЙ (ЗИМНИЙ) - Велес "сшибает рог Зиме", в деревнях празднуют Коровий Праздник (ибо Велес - "Скотий Бог"), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями... "Православные" христиане отмечали 11 лютеня/февраля День Святого Власия - покровителя скота. О сём в народе говорили: "Власьев День - Коровий Праздник", "У Власия и борода в масле". Собственно Власию предшествовали: 4 лютеня/февраля Никола Студёный ("На Студёного Николу снегу навалит гору") - время "звериных свадеб"; 5 лютеня/февраля Агафья Коровятница ("На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит") - в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня/февраля Вукол Телятник ("На Вукола телятся жуколы [9]"); 8 лютеня/февраля Захарий Серповидец ("На Захария Серповидца гляди серпы на лето", "Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы"); 10 лютеня/февраля Прохор ("На Прохора Зима заохала", "Пришли Прохор да Влас - никак, скоро весна у нас"). Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) - 15 лютеня/февраля. В этот день "Зиме время вспять поворотить"; ночью "окликали" звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы "зорнили пряжу" - выставляли первый моток пряжи "на зорю", дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую "прядёт" Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. 16 лютеня/февраля отмечали Маремьяну Праведную или Меремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Самой Матери Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам.

    6. КОЩЕЕВ ДЕНЬ - отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде. "Православные" христиане отмечали 29 лютеня/февраля День Святого Кассиана, именуя его: "Касьян Немилостивый", "Касьян Злопамятный", а также "Скупой", "Завистник", "Корыстник", "Косоглазый", "Остудный" и проч. В народе говорили: "На что Касьян взглянет - всё вянет", "Касьян на скот взглянет - скот валится, на дерево - дерево сохнет". "Касьяновым глазом" называли дурной глаз колдуна.

    7. СОРОКИ - Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. "Православные" христиане отмечали 9 березозола/марта День Сорока Мучеников. В народе говорили: "На Сорок Мучеников сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается", "На Сорок Святых прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья", "На Сорок Мучеников - прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков". В этот день хозяйки пекли из пресного теста "жаворонков", с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок "орехов" из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, "откупаясь" так от Мороза.

    8. МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА - один из четырёх важнейших Праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию [10]. Согласно Славянским верованиям, о сию пору "отверзается" Сварга, и Светлые Боги "возвращаются" в Явь - входят в Силу после зимы, а души Предков "прилетают на птичьих крылах" из Ирия Небесного навестить нас - своих потомков [11]. Время возрождения - Весеннего "воскрешения" (от "Крес" - "Огонь") Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей [12] следует Комоедица - Медвежий Праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки [13]. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года... "Православные" христиане отмечали 25 березозола/марта Благовещенье [14], кое почиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/Сорока Мучеников) Закличками Весны. В народе говорили: "На Благовещенье Весна Зиму поборола", чему радуется всё живое: "Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт", и даже само Солнце "играет"; "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье". Тако же о сию пору примечали: "На Благовещенье гроза (Первый Гром - Вешнее Перунье) - на тёплое лето". Собственно Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст - "На Феофана туман - быть большому урожаю на лён и коноплю"; 17 березозола/марта Алексей Тёплый (Алексей Водотёк) - "Алексей пришёл - ледок поколол", "Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей", "Алексей - с гор воды потоки, а рыба с зимовки", "Алексей - выверни оглобли из саней"; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) - время, с которого начинали белить холсты. Вскоре после Благовещенья отмечалась Матрёна Настовница или Матрёна Полурепница [15] (27 березозола/марта) - время схода последнего снежного наста и прилёта пигалиц-настовниц (чибисов).

    9. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО - чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб. "Православные" христиане отмечали 30 березозола/марта День Иоанна Лествичника, пекли из теста "лествицы для будущего восхождения на Небо" и старались всячески задобрить "бесившегося" до полуночи (либо до первых петухов) Домового.

    10. ВОДОПОЛ (ДЕНЬ ВОДЯНОГО) - пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. "Православные" христиане отмечали 3 цветеня/апреля Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт [16], то рыбный лов будет худой". Ему предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 цветеня/апреля) - собственно начало ледолома: "Загуляла Река-Матушка", "Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала", "Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно". На Акулину (7 цветеня/апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство... Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 цветеня/апреля): "Антип воды распустил", "Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет".

    11. СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) - тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем. "Православные" христиане отмечали 5 цветеня/апреля Федула Ветреника и Федору Ветреницу. В народе говорили: "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил". Если же на Федула стояло ненастье, говорили: "Ныне наш Федул с ветра губы надул".

    12. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) - Святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Божскую кару. Мудрым же - Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти... "Православные" христиане отмечали 14 цветеня/апреля Мартына Лисогона. По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают "слепы и глухи": "На Мартына курячья слепота на лисиц нападает". Тако же в этот день замечают, что вороны купают своих детей и отпускают в отдел - на отдельное семейное житьё... В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу, клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу...

    13. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ - череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели - Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и "пробудившихся" женских водяных духов - Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней... "Православные" христиане отмечали 16 цветеня/апреля Ирину (Арину) Урви Берега - начало Русалий. В народе говорили: "Ирина - Урви Берега, Разрой Берега", "Ирина - Заиграй Овражки", "Не устоять берегу против Ирининой воды". Примечали: "Если овражки заиграют и опять замёрзнут - жди помехи на урожай".

    14. ЛЕЛЬНИК - Девичий Праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю - Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля - накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин - Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин - Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост - Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится... В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу...

    15. ЯРИЛА ВЕШНИЙ - Ярила "отмыкает" (оплодотворяет [17]) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав. "Православные" христиане отмечали 23 цветеня/апреля День Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: "Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет", "Егорий с росой, а Никола [18] с травой", "Егорий с теплом, а Никола с кормом", "Егорий Храбрый - зиме ворог лютый". Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!" Купались в росе, приговаривали: "Будь здоров, как Ярилина роса!", "Ярилина роса от семи недугов", "На Юрия роса - не надо коням овса", "Гони животину на Юрьеву росу". Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: "На Юрия выезжает и ленивая соха", "С Егорья - начало сева яровых". По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов: "На Юрия мороз - будет просо и овёс", "На Егория мороз - под кустом овёс", "На Юрия мороз - гречихи воз", "На Егория роса - будут добрые проса".

    16. ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЩЬ - чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

    17. ВЕШНИЕ ДЕДЫ - череда Святодней, предшествующих Дню Земли (см. далее), неделя поминовения Предков, когда навии (души умерших) посещают живых. "Православные" христиане отмечали о сию пору Пасху [19], коей предшествовала так называемая Страстная Неделя [20]. Неделя, следующая за Пасхой, называлась Фоминой Неделей - временем поминовения усопших. Основным днём Фоминой Недели почитался вторник, именуемый в народе РОДОНИЦЕЙ (РАДУНИЦЕЙ) [21], когда родственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во время которого усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми. Самым опасным днём Фоминой Недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этот день души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Фоминой Недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.

    18. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ) - Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как "именинница". Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю... "Православные" христиане отмечали 9 травеня/мая Николу [22] Вешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: "Нет за мужика поборника - супротив Николы (Велеса)", "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает", "В Николу как дождь - будет хлеб и рожь", "Егорий коров запасает [23], а Николай - коней", "Не хвались на Юрьев День посевом, а хвались на Николин День травою".

    19. ЖИВИН ДЕНЬ - Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны [24]. "Православные" христиане отмечали 13 травеня/мая Лукерью Комарницу, ибо, по приметам, с этого дня вместе с тёплым ветром появляются комары. В народе примечали: "Много комаров - быть хорошему овсу, комара нет - овса и трав не будет". Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами "на тёплые моря", а весною опять приносятся на Русь...

    20. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) - череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - Русалок-Берегинь. Время, когда на смену Леле-Деве приходит Жена Лада. "Православные" христиане отмечали о сию пору Вознесение [25]. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья", "Дошла весна до Вознесенья - тут ей и конец", "Весна на Вознесение на Небо возносится - на отдых в Ирий Светлый просится", "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам (Предкам), и внукам (живым их потомкам)". Седьмая от Пасхи неделя называлась Семицкой, а седьмой от Пасхи - следующий за Вознесением - четверг именовался Семиком или Русалкиным (Русальим) Днём. В народе говорили: "На Русальной Неделе купаться опасно - Русалки защекочут". В Семик девушки ходили в лес - "кумиться", при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядными песнями [26]. Семицкая суббота называлась Кличальным Днём, когда совершались особливые обряды проводов Русалок и "усмирения" Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце, разрывали и размётывали его по полю...

    21. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ - Змеиный Праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие. "Православные" христиане отмечали 30 травеня/мая Исакия Змейника. По поверьям, в этот день змеи "имеют власть" безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их. Считалось, что змеиный укус в этот день "ни поп не отчитает, ни бабка (знахарка) не зашепчет". В народе о Змейнике говорили: "За Федосьей [27] - Исакий, выползает из нор гад всякий", "На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу", "На Исакия средь ряски - змеиные пляски", "На Исакия Семиглавый Змей - змеиную свадьбу справляет".

    22. ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) - Праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав - Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье. "Православные" христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов День (Пятидесятницу) [28]. О сию пору издревле поминали Предков и творили обереги от бесчинств, творимых Русалками и неприкаянными душами "заложных" покойников (умерших неестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины "опахивали" деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: "С Духова Дня не с одного Неба - из-под Земли тепло идёт", "Придёт Свят Дух - будет на дворе, как на печке". Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов День открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время "наслушивать клады". Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

    23. КУПАЛА - один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту [29]. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. "Православные" христиане отмечали 24 кресеня/июня День Иоанна Крестителя (Ивана Купалы [30]). Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки [31]. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе... Накануне Купалы отмечался День Агриппины или Аграфены Купальницы (23 кресеня/июня). Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегали купаться до сей поры, о чём и говорили в народе: "На Аграфену Купальницу старики закупываются [32]".

    24. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) - чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары. "Православные" христиане отмечали 29 кресеня/июня Петров День (День Петра и Павла). В народе говорили: "Пётр и Павел жару прибавил", "Пётр и Павел день убавил", "К Петрову Дню вода в реке умеженится (спадёт)", "На Петров День Солнышко играет". Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных или Сварожьих (Петровских) качелях: "Петровские качели - на Летопроводца [33] обрученье", поэтому Летнее Сварожье почитается тако же Днём Лады.

    25. ПЕРУНОВ ДЕНЬ - великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей. "Православные" христиане отмечали 20 липеня/июля Ильин День (Илью Пророка). В народе говорили: "До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру", "На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень", "До Ильи поп дождя не умолит, после - и баба фартуком нагонит", "Илья словом дождь держит и низводит", "Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет", "С Ильина Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна", "После Ильина Дня в поле сива коня не увидать - ночи тёмные". "Илья Пророк - косьбе срок" - то есть заканчивается сенокос и начинается жатва [34], "Илья Пророк в воду льдинку уволок" - по поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела [35]. Перунов (Ильин) День называли в народе "сердитым днём". Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: "На Ильин День снопов не мечут: грозой спалит". В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни... Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим - во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову (Ильину) Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую, подробнее о коих см. наши: "СВЯТО ПЕРУНЬЕ" и "ПЕРУНОВ ДЕНЬ".

    26. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) - буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени. "Православные" христиане отмечали 8 серпеня/августа День Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут", "Ветры-ветрогоны пыль погнали по Белу Свету, зарыдали по красну лету", "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь". Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) - "На Михея дуют ветры тиховеи - к ведренной (погожей) осени", "Михеев День с бабьим летом бурей-ветром перекликается", "Михей с бурей - к ненастному сентябрю".

     
    adminДата: Вторник, 23.06.2009, 01:05 | Сообщение # 2
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 153
    Статус: Offline
    27. СПОЖИНКИ - Праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая [36]) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу [37]. "Православные" христиане отмечали 15 серпеня/августа Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: "Успенский пост спожинками разрешается", "Успение кончает дожинки". Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: "Жнивка-жнивка, отдай мою силку - на пест, на колотило, на кривое веретено!" - возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу...

    28. ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО - чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб. "Православные" христиане отмечали 22 серпеня/августа день Агафона Огуменника. По поверьям, в ночь под Агафона Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В народе говорили: "На Агафона Леший из лесу в поле выходит". В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства...

    29. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ (ОСЕНИНЫ) - праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени. В этот день приносят требы Роду Все-Богу и Роду Небесному (Предкам), а также прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): "Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам". "Православные" христиане отмечали 8 вересеня/сентября Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: "Если погода на Малую Пречистую [38] хорошая - осень будет хорошая".

    30. ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ - осенний Змеиный Праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. "Православные" христиане отмечали 14 вересеня/сентября Воздвиженье Креста [39]. В народе говорили: "Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает", "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает", "На Воздвиженье птица в отлёт двинулась", "Двинулись над Русью птиц вереницы", "На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся - уходят под Землю", "Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю [40] перед зимней спячкой", "На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется", "На Воздвиженье медведь в берлогу уходит". По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя - "Змеиного Царя", поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом "проваливаются" сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд "похорон мух, блох и тараканов", дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие "гробики", в них помещали пойманных насекомых и "хоронили" в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: "Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!.." Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в "гробиках" к ветке дерева, имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников...

    31. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ) - один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию [41]. Самый крупный осенний Праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина "прячется" за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: "Зрите ли мя, детушки?" Если ответ будет: "Не зрим, батюшка!", то это означает богатый урожай, а если: "Зрим!", то худой, после чего жрец благословляет народ словами: "Так дай же вам Боги, чтобы на будущий Год не зрели!", и подаёт знак к началу праздничного "пира горой"... Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает "закрываться" Сварга, куда "уходят" из Яви Светлые Боги до будущей весны [42], оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави... "Православные" христиане отмечали 24 вересеня/сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые "Именины Овина"). Говорили: "На Заревницу хозяину - хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Примечали: "С Заревницы - зори становятся багряными", а день быстро идёт на убыль - "убегает лошадиным скоком".

    32. ПОКРОВ (ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ) - Сварог кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле - конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень "переламывается" на зиму. "Православные" христиане отмечали Покров [43] 1 листопада/октября. В народе говорили: "На Покров до обеда осень, а после обеда - зима", "Покров кроет Землю где листком, где снежком", "Не удивляйся снегу на Покров". Примечали: "Какова погода на Покров, такова будет и зима", "Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга - зима тёплая; если с запада - снежная". С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: "Придёт Покров, девке голову покроет [44]", "Если снег Землю покрывает на Покров - счастливое предзнаменование для обручённых". Девушки, кому пришла пора выходить замуж, просили: "Покрой, Сварог, Землю снежком, а меня женишком!" С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома - на зимнем корме. Тако же Покров - начало женских работ в избе.

    33. ОСЕННИЕ ДЕДЫ - череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), неделя поминовения Предков, справления тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий - до будущей весны. "Православные" христиане субботу перед Дмитрием Солунским [45] посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, о сию пору Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле.

    34. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ - Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода "засыпают" до будущей весны. О сию пору Им приносят требы и просят у Них прощения за "всё, чем досадили" Им в завершающемся Году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши - Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей [46] всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб - распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу... "Православные" христиане отмечали 28 листопада/октября День Праскевы Пятницы или Праскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая "Льняные смотрины".

    35. ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ - чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

    36. МАРИН ДЕНЬ - приход зимы [47]. "Православные" христиане отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: "На Матрёну иней на деревьях - к морозам", "Коли на Матрёну туман - к оттепели", "Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде". По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. "Православные" христиане отмечали в этот день Введение Богородицы во храм [48]. В народе говорили: "На Введение зима вводится", "Введение - ворота зимы", "Введение пришло - зиму привело", ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) - день, когда творили обереги от всякой нечисти: "На Прокла всякую нечисть проклинают". Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) - день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: "Введение идёт - за собой Прокопа ведёт", "Прокоп по снегу ступает - дорогу копает", "Прокопий дороги прокапывает", "Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал".

    37. КОРОЧУН - самый короткий день в Году, когда Кощный Бог "окорачивает" уходящий Год. "Православные" христиане праздновали 24 стуженя/декабря Сочельник (от славянск. "сочиво" - "кутья"). По поверьям, ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря - см. "КОЛЯДА") благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. в народе о сию пору примечали: "Коли под Рождество Небо звездисто - богатый приплод скота и много ягод на будущий Год", "Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе", "Ясный день - сильные морозы, к хорошему урожаю", "Коли тропинки черны - урожай на гречу"...

     
    adminДата: Вторник, 23.06.2009, 01:06 | Сообщение # 3
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 153
    Статус: Offline
    ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОЛОГОДНЫХ:

    1. Купала (лето): 24 кресеня/июня - Коляда (зима): 25 стуженя/декабря.
    2. Перун: 20 липеня/июля - Велес: 11 лютеня/февраля.
    3. Комоедица (весна): 25 березозола/марта - Таусень (осень): 24 вересеня/сентября.
    4. Жива: 13 травеня/мая - Мара: 21 груденя/ноября.

     
    adminДата: Вторник, 23.06.2009, 01:07 | Сообщение # 4
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 153
    Статус: Offline
    [1] - Обычно празднуется, когда Солнце "на заячью лапку" переходит за точку Солцеворота.

    [2] - Так как об исторической дате рождения Иисуса (Исуса) Христа ничего не известно, христиане приурочили её к Зимнему Солнцевороту - Дню Рождения Солнца, отмечаемому всеми Язычниками. В первые века христианства Рождество Христово отмечалось одновременно с Крещением и Богоявлением, и только в 4 веке от н.х.л. эти праздники разделились двухнедельным промежутком.

    [3] - Совершаемое о сию пору "кормление" Мороза кутьёй (сочивом - поминальной кашей, приготовленной из размоченных в воде пшеничных зёрен) - также связано с почитанием Предков.

    [4] - Ряженые в обличьях выходцев из Нави и личинах Животных обходили дома, пели пожелания блага на грядущий год и получали за это отдарки в виде пищи с праздничного стола.

    [5] - В это время складывались многие пары, а после Водокреса наступала пора Зимних Свадеб.

    [6] - Хотя, как известно из Евангелий, Иисус был "крещён" в реке Иордан иудейским пророком Иоанном Крестителем далеко не в младенческом возрасте.

    [7] - Древнерусское слово "Крес" означало "Огонь", поэтому Крещением первоначально называлось посвящение Огнём. С водою же были связаны различные очистительные обряды, которые назывались иначе...

    [8] - Отсюда пошло название иорданей - прорубей, в которых купались на Богоявление.

    [9] - Жуколы - телята, рождающиеся в месяц лютень/февраль.

    [10] - Обычно празднуется, когда Солнце "на воробьиный скок" переходит за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют о сию пору Новолетие - Новый Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие, когда оканчивается зима и расцветает Земля.

    [11] - Основной обрядной стравой на Масленицу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце. Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков.

    [12] - Каждый из дней Масленичной Недели имел в народе своё название: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщины Вечёрки, Золовкины Посиделки и Прощёное Воскресенье.

    [13] - Согласно другим представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (12 цветеня/апреля), когда "Василий Земле пару поддаёт" и "Земля запарится, как в бане".

    [14] - Согласно Евангелиям, в этот день Деве Марии явился "ангел" и сообщил о том, что вскоре ей предстоит стать матерью "Спасителя".

    [15] - Полурепницей Матрёну называли оттого, что о сию пору в деревнях отбирали годные репы для посадки, кои составляли "неприкосновенную половину".

    [16] - По крайней мере, так деялось на реке Оке.

    [17] - Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на "Коне" (двух или нескольких других парнях, обряженных в "Коня", пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом "творил Зарод" Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся...

    [18] - "Православные" христиане отмечали Николу Вешнего 9 травеня/мая.

    [19] - Само название "Пасха" происходит от наименования иудейского праздника "Песах" (иврит. "минование"), празднуемого в честь вероломного бегства иудеев из Египта. "Православные" христиане праздновали на Пасху "воскресение" Иисуса из мёртвых, описанное в Евангелиях. Обычай красить яйца (из Яйца Все-Бога Рода было рождено Всемирье), печь куличи (фаллоподобные хлеба, символизирующие Оплодотворяющее Начало Рода и Вечное Возрождение) и даже сама идея "воскресающего" весною Бога - всё это было заимствовано христианами у наших Предков-Родноверов и не имеет никакого отношения к иудейской (Библейской) традиции. 19 июня 325 года Первый Вселенский Собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан - после Весеннего Равноденствия и следовавшего за ним первого полнолуния, в пределах между 22 марта (4 апреля по новому стилю) и 25 апреля (8 мая по новому стилю).

    [20] - В память о "страстях" - истязаниях Иисуса перед распятием, описанных в Евангелиях.

    [21] - На Родоницу Родноверы справляют тризны по Предкам. Воины бьются друг с другом обрядным боем на возвышенных местах - "боряхуся по мертвецы", дабы Предки радовались их удали и силе.

    [22] - "Православные" христиане чтили "святого Николу" во многом так же, как их Предки-Родноверы чтили Велеса.

    [23] - То есть на Егорьев День коров начинают пасти.

    [24] - Отмечается в середине месяца травеня/мая.

    [25] - "Православные" христиане отмечали Вознесение через сорок дней после Пасхи, не позднее 3 июня. По христианским поверьям, на сороковой день после смерти на кресте "воскресший" из мёртвых Иисус вместе с учениками отправился на гору Елеонскую и оттуда "вознёсся" на Небеса. Вознесение почиталось в народе Праздником Мёртвых, поэтому в этот день в деревнях пекли и раздавали "Божьи онучи" - блины овальной формы, ибо полагали, что именно в подобных онучах "вознёсся" Иисус.

    [26] - В летописных записях за 1432 г. от н.х.л. говорится о "неистовых плясках", устраиваемых около берёз, за что их участницы, по словам летописца-христианина, однажды были превращены "в камни молнией из налетевшей тучи". Такие же обряды, берущие своё начало ещё в глубокой древности, сохранялись на протяжении веков. Так, например, в конце 19 века от н.х.л. в Тюменском уезде Тобольской губернии, по данным этнографии, участницы священнодействия сначала медленно водили хороводы под "проголосные" (протяжные) песни, потом постепенно переходили к плясовым, и весь хоровод словно преображался: "в круг влетают в бешеной пляске пары, а с ними пляшет и неистово вертится "берёзка" (особливо выбранная девушка)". Подобные "бешеные пляски" тако же использовались во время радений (в качестве трансовых техник) членами многих мистических сект, таких, например, как "хлысты" и проч.

    [27] - "Православные" христиане отмечали 29 травеня/мая Феодосию Колосницу. В народе говорили: "Пришла Федосья - во ржи колосья". Этот день считался самым несчастным в году; про него в народе говорили, что он один "стоит всех понедельников - трудных дней"...

    [28] - "Православные" христиане отмечали Троицу в воскресенье через пятьдесят дней после Пасхи, а Духов День - в понедельник. Празднование совершалось в честь "сошествия Святого Духа на апостолов", описанного в Евангелиях, которое осмыслялось христианами как проявление Божественной Сущности Святой Троицы: "Бога Отца", "Бога Сына" (Иисуса Христа) и "Бога Святого Духа".

    [29] - Обычно празднуется, когда Солнце "на птичий нос" переходит за точку Солнцеворота.

    [30] - Согласно Евангелиям, Иоанн Креститель (чьё имя происходит от иудейск. "Иоханан" - "милость Иеговы" или "Иегова да будет милостив") был суровым аскетом, поэтому его имя вряд ли подходит для названия такого Жизнеутверждающего и любвеобильного Славянского Праздника, как Купала.

    [31] - Купальский Костёр, через который прыгают пары, называется Купальцем и отличается от священного Огня на Капище, предназначенного для принесения треб Родным Богам, прыгать через который - считается хулой на Богов.

    [32] - То есть начинали купаться.

    [33] - "Православные" христиане отмечали 1 серпеня/сентября День Симеона (Семёна) Летопроводца.

    [34] - В некоторых губерниях на Спожинки заплетали "бородку" из колосьев не Велесу, а Перуну. С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. Такой хлеб назывался "зажиночным" и благословляли как "новину".

    [35] - Тако же говорили: "На Ильин День олень копыто обмочил - стала вода холодна".

    [36] - В некоторых губерниях сей Праздник именовался Госпожинками - в честь Госпожи Матери Урожая (Макоши - в древности, Матери Пресвятой Богородицы - во времена насаждения христианства).

    [37] - В некоторых губерниях, где Имя Велеса (Волоса) не стёрлось в памяти народной за века так называемого "двоеверия", обычай оставлять в поле сплетённые особым образом колоски "Волосу на бородку" сохранился вплоть до 20 века от н.х.л. Кое-где колосья заплетали ("заламывали") святому Николаю, отчасти "заменившего" (с приходом на Русь христианства) в народном сознании Велеса: "Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая", а рядом закапывали в Землю печёный хлеб и соль.

    [38] - Малая Пречистая - народное название Рождества Богородицы. Большая Пречистая - Успение Богородицы.

    [39] - По христианской легенде, о сию пору Елена, мать императора Константина Великого, "нашла" крест, на котором был распят Иисус Христос.

    [40] - Тако же верили, что змея, укусившая человека без Божьего на то позволения, не может уйти под Землю вместе со своими сородичами и будет вынуждена одна мёрзнуть всю зиму.

    [41] - Обычно празднуется, когда Солнце "на гусиный шаг" переходит за точку Равноденствия.

    [42] - В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, "провожая" её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

    [43] - "Православные" христиане праздновали Покров Пресвятой Богородицы - праздник, установленный в честь события, произошедшего в 910 году от н.х.л. в Константинополе, когда во время так называемого "всенощного бдения" местный юродивый Андрей вдруг увидел "идущую по воздуху" Деву Марию, которая сняла платок с головы и распростёрла его над молящимися в храме.

    [44] - Девичья голова покроется платком - символ замужества.

    [45] - Дмитрий Солунский - 26 листопада/октября.

    [46] - Нитей Судеб.

    [47] - Отмечается в середине месяца груденя/ноября, после того, как снег покроет Землю.

    [48] - Согласно христианским верованиям, в возрасте трёх лет Дева Мария, будущая Богородица, была отдана родителями на воспитание в Иерусалимский храм, где провела затем несколько лет.

     
    Вече » Жизнь наших предков » Мифология и праздники » КОЛО ГОДА
    Страница 1 из 11
    Поиск: