Пятница
29.03.2024
13:33
Славянские праздники
Праздники славян
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • СПАС
  • СРУБ
  • Мой сайт

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Вече » Жизнь наших предков » Быт и обычаи славян » Падение Арконы -Незаживающая рана
    Падение Арконы -Незаживающая рана
    adminДата: Среда, 03.06.2009, 13:20 | Сообщение # 1
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 153
    Статус: Offline
    Пожертвования Святовиту доли от собранного урожая были весьма желательными. Причем размер и ценность самого подарка не имели значения: давали кто сколько мог. Важно, чтобы эта щедрость шла от чистого сердца. Если бедняк приносил монетку, он мог надеяться, что ему воздастся сторицей. Если ратник жертвовал треть боевой добычи, он мог быть уверенным, что воинское счастье не отвернется от него и впредь. А вот с дарами земли все было не так однозначно. Нужно было не только «угостить» Святовита на славу, но и узнать у него о видах на будущий урожай. С этой целью проводились массовые обряды гадания, к которым готовились тщательно и загодя.
    День начинался с того, что жрец тщательно очищал храм Святовита, чтобы даже на крыше не оставалось ни единой пылинки. Сложность заключалась в том, что волхв во время уборки в храме не должен был осквернять своим дыханием святого места. Проще говоря, надо было набрать полную грудь воздуха и работать до тех пор, пока хватало сил сдерживать дыхание. Выйти из храма, выдохнуть. И вновь, глубоко вдохнув, продолжить работу...
    После уборки начиналось совместное моление волхвов во дворе храма. Причем этот ритуал отчасти напоминал православные обряды. Во всяком случае, использовались кадильницы с тлеющими благовониями — для очищения двора храма от незримых злых духов.
    За последующими священнодействиями наблюдали все паломники, ведь этот день был единственным в году, когда завеса храма приоткрывалась и каждый мог увидеть статую Святовита. С волнением люди наблюдали, как верховный волхв приподнимал пурпурную завесу, подходил к статуе бога и брал из его правой руки рог. Если он оказывался пустым, то есть налитое в рог вино за прошедший год высохло (волхв должен был перевернуть рог, чтобы все собравшиеся убедились в этом), то в грядущий год не следовало ожидать богатого урожая. Провозглашая это, жрец просил собравшихся запасаться продуктами, дабы избежать голода в следующем году. Если же в роге оставалась хоть капля вина, то это было хорошим предзнаменованием. Остатки вина священнослужитель выливал у ног статуи, опустевший рог наполнял вином из собранного урожая, давал его пригубить Святовиту, а остальное выпивал сам. Рог наполнялся вином до краев вторично и возвращался богу в правую руку. Лишь спустя год позволено было узнать,
    высохло ли это вино.
    Существовали и иные виды гадания о будущем, которые начинались с общей молитвы Святовиту. Люди просили благоденствия для себя, счастья своему народу, процветания родине, воинам — побед на суше и на море. Затем молодые волхвы выносили накануне испеченный огромный, в рост человека, каравай-медовик. Верховный жрец становился позади пирога и громко спрашивал у собравшихся: «Видите ли вы меня, люди?» Как правило, в ответ звучало многоголосое «нет!».Кгда жрец, выходя из-за каравая, провозглашал: «Пусть же и следующий год будет таким же урожайным, чтобы вы не смогли увидеть меня за пирогом!»
    После этого на обширной площади, уставленной длинными столами и лавками, начиналось совместное застолье. Ели и пили до полного изнеможения — хороший аппетит символизировал жизненную силу. Кроме того, всем было известно магическое «правило подобия»: если как следует погулять на празднике урожая, то и в следующем году будет не хуже.
    Кроме обычных, был и особый ритуал прорицания, в котором использовался конь Свя-товита. Его применяли только в особых случаях, для принятия жизненно важных решений. Например перед боевым походом.
    Перед храмом втыкали в землю три ряда попарно связанных коротких копий. Через эти препятствия проводили белоснежного коня. Если он начинал переступать с правой ноги, то задуманное дело должно было осуществиться удачно. Если с левой — дело следовало отложить, а лучше и вовсе от него отказаться. С тех пор и осталась пословица: «Встал с левой ноги».
    Уверенность в покровительстве могучего Святовита ослабила бдительность руян. Они настолько поверили в свою неуязвимость, что не обратили внимания на переговоры, которые проводил датский король Вальдемар Великий с западнославянскими, поморянскими князьями Казимиром и Болеславом. Здесь хотелось бы отметить типичные западнославянские имена князей. На собственные святыни они не посмели бы поднять руку, даже предвидя большую добычу, — побоялись бы гнева богов. Иное дело — чужие боги, каковым и был русский Святовит!
    15 июня 1168 года объединенная армия датчан и поморян внезапно напала на Аркону. Штурм крепости начался с моря — откуда его меньше всего ожидали. Бесшумно подо-шли к высоким скалам ладьи данов и их союзников поморян. Не сразу им удалось попасть стрелой с привязанной к ней тонкой веревкой в скальную расщелину.
    Однако славяне хорошо знали эту местность, не раз бывали в Арконе, да и по своим, не менее отвесным скалам карабкались так же проворно.
    Потом по веревке удалось подняться, вбить крючья и преодолеть еше несколько метров природной крепостной стены, спустить канаты для
    идущих следом. Все выше карабкались враги, все больше их бы
    ло на скале. Если кто-то вдруг сры-вался. то падал в пучину моря мол-ча — нельзя было выдать себя ни звуком, ни вскриком.
    Одновременно с южной стороны, перебежками от кустов к рощицам, продвигалась другая часть войска. И здесь проводниками были славяне, поднаторевшие в хитростях разведки и многое перенявшие у своих соседей и учителей — русов-руян, лютичей-велетов и ободритов-бодри-чей. Только зависть к баснословным
    богатствам Арконы могла толкнуть на пободное неслыханное злодеяние.Атака началась практически одновременно со всех сторон. Гвардейцы, обнаружив, что окружены, стали кругом у храма, выставили вперед копья. Но как устоять под градом
    стрел, сыпавшихся со всех сторон?! Каждый защитник был утыкан множеством вражеских стрел, прежде чем враги решились подойти вплотную и биться на мечах. Все воины
    Святовита пали в этой неравной битве, ни один не попросил пощады, не попытал¬ся бежать. Кровь не была видна на их алых рубахах, и никто не ведал, сколько ран они получили, перед тем как испустить дух. Но, умирая, каждый на них знал, что становится истинным «мужем крови», которого ждет в своей небесной обители Перун.
    Пали в сражении все волхвы Арконы. И все паломники, бывшие в это время в святом граде. Только после этого чудовищного побоища на священную землю Арконы, усеянную трупами, ступила нога епископа Абсалома. Некому было остановить «агнца Христова». Потому он беспрепятственно вошел в храм Святовита, рядом с которым казался сморщенным гномом. В страхе перед грозным величием бога католический священник закричал высоким, скрывающимся от волнения голосом: «Завалите его!» Даны обвязали веревками статую и начали раскачивать ее из стороны в сторону: прочно стоял на земле бог, нелегко было свалить его. Лишь покачнувшись, Святовит уперся могучим плечом в стену храма. Пришлось святотатцам вырубить стену, чтобы вытащить Святовита из его дома.
    Саксон Грамматик, сопровождавший армию Вальдемара, присутствовал при этом и старательно записывал все происходящее. Был тут и другой, уже упоминавшийся нами летописец Гельмольд, который потом поведал: «И повелел ко¬роль вытащить того деревянного идола Святовита, которого так почитает народ славянский, и приказал надеть ему на шею петлю и протащить перед всем войском на глазах у славян и, разрубив его на части, бросить в огонь».
     
    Вече » Жизнь наших предков » Быт и обычаи славян » Падение Арконы -Незаживающая рана
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: