Понедельник
20.11.2017
16:43
Славянские праздники
Праздники славян
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • СПАС
  • СРУБ
  • Мой сайт

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Вече » Жизнь наших предков » Славянское Мировоззрение » О земном устроении
    О земном устроении
    adminДата: Пятница, 19.06.2009, 13:52 | Сообщение # 1
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 153
    Статус: Offline
    Неужели же справедливо, что некоторые во всех подробностях изучают египетских, греческих, римских богов, а своих не знают даже, как их звать? Нередко слышишь: а для чего? На что нам Перун и Сварог, Водяные и Лешие, когда вокруг компьютеры и космические корабли? Поставим вопрос по-другому: в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это - бездонная память, наполненная информацией, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум и вчера, и позавчера. Годится ли человечеству быть глупее машин и не помнить, откуда оно родом?

    Кроме того, в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке - на языке мифа. Вот один пример. Много столетий живет на севере Европы, в тундрах Кольского полуострова, такой народ - саамы, до сих пор являющиеся язычниками. "Земля - живое существо, - говорили саамы. - Деревья и травы - ее волосы. Зеленый дерн, тундровые мхи - ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить...". Дикое суеверие, - отмахнулись наши современники, учившие высшую математику в институтах. И приехали в тундру на вездеходах и тракторах. А теперь мы хватаемся за голову: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошел вездеход, вскоре возникает страшный овраг - незаживающая рана Земли... Между тем саамы знали это всегда. И в просторах северной тундры от века уживались друг с другом Земля, олени и человек. И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифа?

    Есть такая хорошая поговорка: "кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки"...

    Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Ученые историки пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов существуют даже сказания о том, как это яйцо было снесено "космической" птицей.

    У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Матери - родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Ученые историки полагают, что имя Великой Матери было Жива (или западнославянское - Живана). Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть "желтка" - наш живой мир, мир людей. Нижняя, "исподняя" сторона - Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.

    Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес (девять - трижды три - священное число у самых разных народов; но это уже тема для отдельного разговора). Вот почему мы до сих пор говорим не только "небо", но и "небеса". Быть может, нелишне припомнить здесь тропосферу, стратосферу и иные слои, на которые делят ученые воздушный покров нашей планеты? Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно - для Солнца и звезд, другое - для Месяца, еще одно - для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали "твердью", прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: "разверзлись хляби небесные!" Чему мы обязаны этим присловьем? Библейской легенде о Потопе, языческим верованиям или тому и другому? Так или иначе, "хлябь", "хляби" - это водный простор, морская бездна. Мы все еще многое помним, только подчас не знаем, откуда эта память и к чему она относится.

    Мифологическая система славян язычников рассказывала, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мысли древних славян, Мировое Древо всего больше похоже на громадный раскидистый дуб.

    Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в "хлябях небесных" есть остров, и на том острове живут прародители всех птиц и зверей: "старший" олень, "старший" волк и так далее. Их называли еще "старыми": в прежние времена слово "старый" совсем не обязательно означало "дряхлый" и "преклонный годами", как ныне; основным его смыслом было "крепкий", "зрелый", "матерый". В былинах постоянно встречается выражение: "старый казак Илья Муромец". Имеется в виду его телесная мощь, а вовсе не старость, как может подуматься.

    Считалось также, что на "небесный остров" улетают осенью и перелетные птицы. Туда же возносятся и души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед "старшими" - рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда "старшие" скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился - не оберется беды...

    Язычники отнюдь не считали себя "царями" природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека. Вот бы и многим нашим современникам подобную мудрость.

    Чудесный остров на седьмом небе славяне называли "Ирием", или "Вырием". Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", ныне так прочно связанное в нашем понятии с христианством. Иногда мифологическое понятие Ирий называли с "островом Буяном". Этот остров известен нам по многочисленным сказкам и заговорам как своего рода "генератор жизни", обитель добра, света и красоты.

    Эту народную традицию продолжил и А.С.Пушкин в своей "Сказке о царе Салтане". Остров Буян в ней не случаен. А как же восьмое и девятое небеса, служащие Ирию крышей? Наверняка древние славяне задумывались, что лежит за их пределами, в бесконечной Вселенной. Быть может, задумывались они и об иных мирах, которые должны были там находиться?...

    Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того - супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете: это Мать Земля и Отец Небо. Бога Неба, отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя восходит к незапамятно древнему (санскритскому) слову, означающему "небо", а также "нечто сияющее, блестящее". Ученые отмечают, что другое имя Неба было Стрибог - в переводе на современный язык, как считают некоторые исследователи, означает "Отец-Бог". Недаром дядю по отцу на Руси называли "стрый".

    Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, - и это вполне созвучно современным представлениям: на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа.

    В "Слове о полку Игореве" - знаменитом памятнике словесности, созданном в конце XII века, - среди богатейшей языческой символики можно найти иносказательное название ветров: "Стрибожьи внуки". Ветры считались внуками Неба.

    Землю мы до сих пор называем Матерью. Только вот мы далеко не всегда обращаемся с ней, как положено почтительным детям. Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. В одной из былин героя предостерегают, чтобы не вздумал сражаться с таким-то богатырем. Этот богатырь непобедим, а почему? - "Его Земля-Матушка любит"... Десятого мая справлялись "именины Земли" ("день Лады" и "день Лели"), в этот день ее нельзя было беспокоить - пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью...

    (отрывок из книги "Быт и верования древних славян")
    автор :
    Мария Семенова

     
    Вече » Жизнь наших предков » Славянское Мировоззрение » О земном устроении
    Страница 1 из 11
    Поиск: